На заметку педагогу

***


***
Мама моей мамы мне не мама

Уже в раннем возрасте ребенок различает близких родственников: маму, папу, бабушек и дедушек. Безусловно, это зависит не только от психического здоровья самого ребенка (готовности включать в систему жизненных координат родственные связи), но и от того, как часто происходит общение ребенка с родственниками, какую психологическую насыщенность несет это общение.

К 5 годам дети хорошо знают двоюродных братьев и сестер, дядю, тетю и многих других родственников.

На занятиях рекомендую включать логические задачки, формирующие понимание родственных связей.

У бабушки есть дочка и внучка. Кем приходится внучка для бабушкиной дочки?

Кем приходится бабушкиной дочке внучка?

Кем приходится для дедушки бабушкина дочка?

У мамы двое детей. Кем приходится для ее дочки сынок?

Усложненная речевая инструкция сама по себе запускает интеллектуальную деятельность по сопоставлению семейных ролей. Практика показывает, что часто дошкольники не могут решить эти задачки без наглядности. Детям с речевыми нарушениями, дефицитом внимания, медлительным требуется повторение инструкции, замедленный темп ее повтора.

Перед чтением задачки требуется привлечь внимание детей, заинтересовать их, убедиться, что они понимают значения слов, касающихся родственников, т.е. проводится предварительная работа.

Для детей 6-7 лет можно и нужно конструировать задачки-умозаключения, например:

В гости к бабушке пришли три внука Игорь, Ваня и Алексей. Кто пришел первым, если Игорь пришел не первым и не вторым, а Ваня не вторым?

У Ирочки четыре брата: Илья, Денис, Кирилл и Сева. Илья занимается не борьбой, не теннисом и не плаванием. Денис не плаванием и не борьбой. Кирилл не борьбой. Чем занимается каждый брат?

Пригласил дедушка в гости двух сыновей, двух внучат и двух сыновей своих сыновей. Сколько гостей к нему пришло?

У мамы родилась дочка. Кто родился у брата мамы?

Содержание задачки должно формировать у ребенка ценность семейных отношений, традиций.


Группа "Фантазеры" решает логические загадки на тему "Моя семья"

***
Пусть знает каждый гражданин, 
пожарный номер 01

В сентябре в Челябинской области проходит "Месячник безопасности детей".

Правила безопасности при чрезвычайных ситуациях есть в каждой группе (буклеты, книжки-раскладушки, плакаты), но смогут ли воспользоваться этими правилами дети?
Чрезвычайная ситуация является стрессовой не только для детей, но и для взрослых. Она блокирует не только когнитивные возможности, но и поражает волевые качества психики. К сожалению, трагические случаи являются убедительным доказательством того, что навыки поведения при чрезвычайных ситуациях должны реально отрабатываться. Использование практико-ориентированных форм позволит избежать самого страшного - паники.
Даже звук пожарной сигнализации вызывает негативные ощущения, страх, растерянность. 

Ребенок может:
1. Спрятаться (в игровой, в спальне, в туалете).
2. Начать реветь.
3. Затыкать уши.

Отрабатывая навыки стрессоустойчивого поведения у детей необходимо обратить внимание на:
1. Умение быстро собраться вокруг воспитателя.
2. Умение послушать спокойно информацию.
3. Организованно намочить полотенце.
4. Организованно покинуть помещение.

На занятии ребята столкнулись и с типичными ошибками при эвакуации из детского сада при пожаре:
1. Начали громко кричать.
2. Начали надевать верхнюю одежду.
3. Начали хватать игрушки.

Кукольные герои кот Черныш и щенок Бобик помогали на практике познакомиться с правилами эвакуации.


Мотивировать детей группы "Звездочеты"действовать организованно 
помогли герои кукольного представления Черныш и Бобик.



Группа "Звездочеты" учится на практике способам эвакуации 
из здания детского сада при пожаре.


Может быть кто-то из этих мальчишек в будущем станет огнеборцем?

***

Игра "Запомни и передай" (И. Вачков - автор)


Но я предлагаю использовать ее для детей подготовительной группы с небольшими изменениями и сокращениями.
Игра позволяет сделать много психологических открытий и является модернизацией всем известной детской игры "Испорченный телефон".
Идеально, если ведется видеозапись.

Ход игры:
Дети разбиваются на 2 команды по 6-7 человек. Первая команда - активные игроки, а вторая - наблюдатели.
Один игрок первой команды остается в комнате, а другие участники покидают комнату.
Первому игроку предлагается "максимально правильно запомнить информацию"
и сообщается текст, записанный на листе бумаги
"Надо вечером сбегать на второй этаж и передать Наталье Викторовне, 
что завтра в 11 часов в группе "Почемучки" 
состоится спортивный турнир, 
и ее просят присутствовать на соревновании в качестве спортивного судьи".
Вторая команда наблюдает за происходящим.
Входит следующий игрок. Первый игрок передает ему сообщение, после чего ему второй игрок может задать 2 уточняющих вопроса.
Так, первая команда будет передавать сообщение от 2-го игрока к 3-му, от 3-его к 4-му и т.д.
После того, как последний игрок сообщает текст, ведущий зачитывает первоначальный вариант.

Обсуждение:
Можно дать несколько минут на выплеск эмоций.
А потом предлагается посмотреть видеозапись и посмотреть, в какие моменты информация забывалась или искажалась.
Если видеозапись не велась, то мнение наблюдателей становится еще более ценным.

Вопросы для обсуждения:
☝ На каком этапе произошло самое сильное искажение информации? Почему?
☝ Что забылось самым первым? Почему?
☝ Удалось ли сохранить основной смысл текста?
☝ Что предпринимали участники, чтобы запомнить сообщение? Что следовало бы предпринять?

Резюме:
  • Искажение информации происходит всегда уже на первых этапах. 
  • В первую очередь забываются цифры и имена.
  • Как правило, запоминается первая и последняя фраза в тексте ("правило края"). 
  • Помнится эмоционально значимая информация. 
  • Участники делают вывод, что запомнилось бы лучше, если текст разбить на короткие предложения.
  • Можно изменить конструкцию текста, но главное - запомнить смысл.
  • В качестве приема для уточнения смысла можно пользоваться фразой: "Правильно ли я тебя поняла..." Повторение текста вслух обнаруживает ошибки запоминания.

***
Детское мышление

Высшей ступенью познания является мышление - 
опосредованное и обобщенное отражение действительности.
Мышление связано со знаниями. 
Что отличает мышление детей 6-7 летнего возраста?
С одной стороны, в процессе мыслительной деятельности происходит расширение и углубление знаний об окружающем мире. А с другой - растет круг неопределенных вопросов, предположений, что является мощным стимулом умственной активности.
Ребенок 6 лет использует все формы мыслительной деятельности:
  • наглядно-действенное (возникает в раннем детстве путем реального действия с предметами),
  • наглядно-образное (ребенок в старшем дошкольном возрасте оперирует образами предметов, выступающих в фактических связях),
  • словесно-логическое (к 6-7 годам ребенок учится основам понятийного  мышления, и лишь от 15 до 22 % детей способны решать мыслительные задания на основе словесной инструкции о временных отношениях, причине и следствии, пространстве, количестве, мере). 

Для закрепления предлагаю определить, к какой форме мышления 
относятся следующие детские высказывания.
Вопрос: кто такая пчела?
Ответы:
  • "Я знаю пчелу, она летает у нас в саду"
  • "Пчела - это насекомое. Она живет на пасеке, но есть и дикие"
  • ""Пчела мед дает"
  • "Пчела цветочки любит"
  • "Пчела полосатая, у нее крылышки есть"
Жду ответов.
Продолжение следует.

***

Повторенье – мать ученья?

Память о прошлом – центр душевной жизни человека. Древние греки считали Мнемозину (богиню памяти) матерью девяти муз, которые покровительствовали наукам и искусствам.



В настоящее время гипотезы об основах памяти не являются до конца изученными. Основы современного подхода к исследованию нейронных механизмов памяти и научения были заложены в начале 40-х годов ХХ века. Немало трудов принадлежит нашему выдающемуся физиологу Ивану Павлову.

Память есть результат образования новых условных связей, формирующихся в коре головного мозга, с помощью которых фиксируется индивидуальный опыт человека. В связи с этим, социальный мир выступает в качестве «коллективной памяти», а индивидуальная память выступает как реконструкция прошлого в настоящем. Л.С. Выготский видел сущность памяти в активном запоминании с помощью знаков. Другие научные школы уделяют большое значение потребностям, намерениям человека в процессе запоминания. Сохраняется то, что совпадает с удовлетворением влечений.

Наиболее древняя память – моторная, генетически запрограммированная.

Биологический смысл эмоциональной памяти заключается в том, что чаще фиксируются отрицательные эмоции, то есть вырабатывается система регуляции поведения (предупреждения). Она самая прочная.

Образная память связана с работой органов чувств, она спонтанна, обеспечивает длительное хранение информации.

Логическая память к концу дошкольного возраста только закладывается, связана со второй сигнальной системой в процессе обучения.

При кратковременном запоминании происходит перестройка обмена веществ нервной клетки. Необходимым условием оперативного удерживания данных считается обращение на него внимания, активного повторения материала в форме скрытого проговаривания.

Долговременное запоминание возможно благодаря механизму … повторения. Но не механического, а осмысленного, вплетенного в уже известную для данного человека информацию. Кроме того, необходима легко вербализуемая информация. На биохимическом уровне в нервных клетках происходит активация синтеза РНК и белка. Включение долговременной памяти происходит через 10 минут после прихода информации в клетку. В долговременной памяти данные накапливаются в соответствии с их «значимостью».

Сон чрезвычайно нужен для переработки воспринятого. 95% нужной информации «поднимается» во время сна. 

Памятка:

1.    Без активизации внимания процесс запоминания невозможен. Поставьте цель – запомнить надолго.

2.   Дневной сон дошкольников – физиологическая потребность мозга.

3.    После дневного сна необходимо закрепить то, что изучали утром.

4.    Обязательная вербализация ребенком новой информации.

5.    Включение нового материала в ткань уже известного ребенку.

6.    Не забываем про эффект края (закон Г. Эббингауза): лучше запоминается то, что предъявлялось в начале и в конце.

7.   Материал должен вызывать эмоции у ребенка.

8.   При запоминании материала использовать несколько сенсорных каналов (лучше 3): зрение, слух, тактильные ощущения.

9.   Изучаемый материал переводить в знаковую систему, образы.

Вернемся к пословице, послужившей названием статьи.

 Как вы ответите на этот вопрос?


***



Работа с внутриличностным конфликтом может дать понимание того, как перестать беспокоиться и начать жить (обучение техники работы с метафорическими ассоциативными картами).

ПРИГЛАШАЮ НА КОНСУЛЬТАЦИИ

***

Что значит для ребенка 

вести себя правильно?


Теория морального (нравственного) развития Л. Ко́льберга определяет шесть идентифицируемых стадий развития, на каждой из которых ответы на моральные дилеммы более адекватны, чем на предыдущей.Кольберг определил, что в процессе нравственного развития главную роль играет понятие справедливости, и что это развитие происходит на протяжении всей жизни человека.

Шесть этапов нравственного развития подразделяются на три уровня: доконвенциона́льныйконвенциона́льный и постконвенциона́льный.

Дошкольный период становления личности совпадает с доконвенциональным уровнем (преднравственным развитием). От 4 до 10 лет ребенок проходит 2 стадии.

На 1 стадии ребенок старается быть послушным, чтобы избежать наказания. Никакой нравственной стороны поступка еще не существует. Слова "стыдно", "некрасиво" непонятны ребенку.

На 2 стадии  поступки ребенка ориентированы на вознаграждение. Он поступает правильно ради выгоды. Пробует различные стратегии поведения, пытается выбрать из них успешные.

Что значит для ребенка вести себя правильно?

В 4 года - справедливо то, что я делаю.

В 5 лет - делать то, что велят взрослые.

В 6 лет - вести себя с другими так, как они ко мне относятся.


***


Для снятия эмоционального напряжения, агрессии
  (не только детской) 
можно воспользоваться самыми нехитрыми вещами:
 нитками (плотными), цветной бумагой, различными бусинами и стразами, блестками и пуговичками.
Бархатная бумага будет лучше удерживать нитку, а рыхлая пряжа будет лучше "дружить" с бумагой (из моего опыта)
Выкладывая различные узоры (как рука поведет), психика переключается 
с деструктивного поведения на творчество. 
Вот вам и сублимация по Фрейду.
Рекомендую в группах для детей 5-7 лет организовать нужные материалы, которыми ребенок может воспользоваться в любое время.
Для примера я разместила свою готовую работу.

С положительным эффектом ИЗОнити для нашей психики нас познакомила коллега из МБДОУ № 97 г. Челябинска педагог-психолог Евтушенко Виктория Николаевна, и старший воспитатель МАДОУ №397 г. Челябинска Кадочникова Гузель Дамировна. 



    ***             

       



***

Особенный ребенок, ребенок с особыми образовательными потребностями... 

На протяжении многого времени ученые и практики пытаются понять причины различных отклонений в развитии. А мы каждый день думаем, чем  можем помочь таким детям. Анимация, рассказанная ребенком, по-своему отвечает на очень сложные вопросы




 https://youtu.be/yGl4uAtVNl0

***

Хочешь стать умным? Двигайся!


Движение оказывает всестороннее влияние на организм человека, и это неизмеримо важно для растущего и развивающегося детского организма. Трудно переоценить значение двигательной активности для развития психики и интеллекта. По данным отечественных психофизиологов работающие мышцы передают импульсы, вызывая повышение тонуса коры больших полушарий мозга, создавая таким образом благоприятные условия не только для функционирования уже имеющихся связей, но и для выработки новых. Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые

 

      👆          улучшают качество сна, процесс засыпания; 

         👆  обогащается эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувство радости, подъема от проявленной энергии, от раскованности и свободы движения. Возможно добиться снижения нервно-психического напряжения, зачастую возникает ощущение удовольствия, комфорта, снижается агрессивность; 

     👆        оптимальная физическая нагрузка способствует благоприятному, естественному ходу биохимических процессов, то есть происходит своеобразное переключение с механизмов стресса на обеспечение двигательной активности. Полезны танцы, бег, плавание,  силовые упражнения, походы, катание на лыжах и др. Психологи пытаются понять целебный эффект танцевальной терапии. Как и почему физическая активность улучшает психическое здоровье в настоящее время еще до конца не изучено. Но занятия бегом были признаны, по крайней мере, таким же эффективным средством лечения депрессии умеренной степени тяжести, как и психотерапия;

      👆        установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи. Полезна как умеренная ходьба, так и езда на велосипеде. Не верите? Проверьте!

      👆        оказывается мощное воздействие на формирование «Я-концепции» ребенка, его самооценки, чувства «Я могу»;

        👆      подвижные игры создают ситуацию, полезную для формирования навыков общения;

  👆    повышается не только физическая выносливость, но и умственная работоспособность;

    👆        развивается способность к самоконтролю и самоуправлению, способность быстро принимать решения в нестандартных жизненных ситуациях;

   👆   улучшается концентрация внимания, снижаются симптомы гиперактивности, физические упражнения работают почти так же, как лекарства, используемые для лечения СДВГ. Полезны упражнения с мячами (подбрасывание двух мячиков одновременно двумя руками). Этот метод особенно хорош для изучения математики.  А вот датские педагоги предпочитают повышать концентрацию путем 20-минутных перерывов на обычную аэробику. Популярной становится использование нейроскакалки, сочетающей в себе и свойства обычной скакалки, и тренажера для ума.

«Двигательный голод» ребенка в эпоху смартфонов и планшетов все более нарастает, поэтому задача взрослых состоит в поиске новых интересных форм вовлечения дошкольников в двигательный режим.

  По словам Аристотеля жизнь требует движения.



***

Вот и наступила весна!

 Давайте рассмотрим,  что означают 

весенние символы 

и какие  послания они в итоге формулируют!

Воздух становится предвестником весны. Небесный купол очищается от туч и становится голубым. Кларисса Эстес указывает, что воздух символизирует вкус. А еще воздух становится ощутимо теплее, в нем присутствует дыхание южного ветерка – символа обоняния. 

Первое весенние послание: «Почувствуй!»

Весной всегда так много воды! Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева описывает воду так: «древний универсальный символ чистоты, плодородия и источник самой жизни. Во всех известных легендах о происхождении мира жизнь происходила из первородных вод, женского символа потенции, лишенной формы». Надо отметить, вода часто рассматривается как первопричина жизни. К тому же она – древний универсальный символ чистоты. На языке мифологии вода – это символ бессознательного и иррационального. В психоанализе вода рассматривается как символ женственности, энергии, сексуальности.  Вода содержит в себе некую тайну… 

Второе весеннее послание: «Живи на полную катушку!»

Проталины – не менее важный весенний атрибут. Сквозь них виднеется земля. На языке символов земля означает плодородие, способность оплодотворяться и принимать семя, созревание (в том числе, идей). Также земля может восприниматься, как чувство осознания. Архетипический символ земли: Мать. 

 Следующее послание будет примерно таким: «Размышляйте, совершенствуйте свои идеи!».

И, конечно, начинают распускаться цветы – постоянный весенний атрибут. Кларисса Эстес называет цветы символами слуха. У многих народов цветы являлись неотъемлемыми атрибутами богини любви и символизировали собой любовь, страсть, творчество, спонтанность.

 Четвёртое послание весны можно расшифровать: «Слушайте мир, Будьте творческими, спонтанными!»

Ритмы жизни человека созвучны с ритмами природы. Прорабатывая внутреннее состояние через природные состояния, можно помочь разобраться в себе и

улучшить душевное состояние

считает Татьяна Чистякова.

Желаю приятного пробуждения от зимней спячки!


***


***
Психологический тест
Этот очень простой и быстрый психологический тест на некоторые важные особенности характера предложен английским психологом Ричардом Вайзманом и адаптирован для русскоязычной среды.
Для теста желательны два участника: один выполняет задание, другой смотрит, как получилось.
Инструкция:
Быстро, не задумываясь начертите указательным пальцем у себя на лбу букву Я.
Напарник скажет, какую букву он увидел.
Результаты:
- если снаружи получается буква Я, то Вы - экстраверт
Такой человек ориентирован на то, как его воспринимают другие. Он  любит быть в центре внимания, легко меняет поведение в зависимости от ситуации. 
Экстраверт может быть прекрасным оратором, организатором, актером и ведущим.
- если снаружи получается буква R, то Вы интроверт.
 Его поведение управляется собственными чувствами, мнение других его заботит вовсе не в первую очередь. Для интроверта характерно поведение, связанное с комфортным одиночеством, внутренними размышлениями и переживаниями, творчеством или наблюдением за окружающим миром.
Из них получаются успешные исследователи, философы.

Мы разные, и это прекрасно.

***


Иногда полезно задуматься о том, зачем и как мы делаем те или иные поступки. Особенно если наши действия формируют мозг людей из будущего, т.е. детей. Предлагаю познакомиться с лекцией российского ученого 


Татьяны Черниговской "Как научить мозг учиться",

 где ставится больше вопросов, чем дается ответов, и это только доказывает, что на плечах педагогов лежит не так уж и мало.
Встреча с интересным человеком, даже виртуальная, всегда является перезагрузкой, дает новые смыслы в работе и жизни.



***

Вот и конец трудовой недели
Предлагаю укрепить психическое здоровье и приглашаю Вас на
сеанс релаксации
который чудесным образом совпадает с темой недели
  "Встречаем птиц"




Для этого:
  1. Отложите все дела и посвятите это время только себе
  2. Выпейте кружечку хорошего чая
  3. Располагайтесь поудобнее
  4. Ноги должны быть в тепле
мы начинаем


https://youtu.be/SR0PGXgUqms


***




Уважаемые педагоги,
департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России в рамках усиления мер по вопросам психолого-педагогической поддержки педагогов направляет для использования в работе
рекомендации, 
подготовленные Союзом охраны психического здоровья на основе рекомендаций Всемирной организации здравоохранения, и памятки, подготовленные ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет",
 в условиях и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации. 

1. Обеспечьте детям благоприятную позитивную образовательную среду, свободную от стрессов, вызванных стремлением к академическим успехам. Сконцентрируйтесь на сохранении здоровья детей, их психологического и социального благополучия.
2. Не привлекайте излишнего внимания детей к обсуждаемой проблеме. Сохраняйте рутинный уклад учебной работы с привычными для детей нормами ее оценки.
3. В простой доступной форме предоставляйте детям информацию о том, что произошло, объясните, что происходит сейчас, и давайте им четкую информацию о том, как снизить риск заражения этой болезнью, словами, которые они могут понять в зависимости от своего возраста.
4. Используйте дистанционные формы обучения, поощряющие развитие интеллектуальной, творческой деятельности (напр. олимпиады, квесты, соревнования), которые позволят и детям, и их родителям поддерживать активность и создавать благоприятную психологическую атмосферу в семье.
5. Пользуйтесь надежными источниками информации в определенное время в течение дня, один или два раза. Внезапный и почти постоянный поток новостных сообщений о вспышке болезни может вызвать беспокойство у любого человека.
6. Поддерживайте детей и родителей. Помощь другим людям в трудную минуту может принести вам лично психологическую пользу. Например, найдите возможности для распространения позитивных и обнадеживающих историй о выздоровлении людей, снижении распространения коронавируса.
7. На вас сейчас лежит двойное бремя ответственности за здоровье детей, психологическое и социальное благополучие членов их семей и академическую подготовку учащихся. Относитесь к этой ситуации как к особым условиям работы. Берегите себя. Помните, что забота о своем психологическом состоянии так же важна, как и забота о физическом здоровье. Умейте справиться со стрессом, находить положительные эмоции и вести полноценный здоровый образ жизни. Занимайтесь дыхательными и физическими упражнениям, упражнениями для релаксации, ходите на прогулки, чтобы поддерживать активность и уменьшать напряжение.


( из письма Министерства просвещения РФ от 27 марта 2020 г. N 07-2446)




Комментариев нет:

Отправить комментарий