Ранний возраст "Наши малыши"






1. Цель: развитие наблюдательности малышей.
    Задание:

2. Цель: развитие зрительного гнозиса, кругозора, речи.
Задание: Соединить птицу с ее силуэтом. Назвать этих птиц. Взрослый знакомит детей со средой обитания представленных птиц, с их типом питания, их повадками (Видел ли ты этих птиц в городе? Что они кушают?)




***
Поколение без колыбельной?


Как часто Ваш малыш слышит колыбельную песню? В каких ситуациях Вы используете колыбельную? Много ли Вы помните колыбельных песен?
Если Вы захотели ответить на эти вопросы, то Вы - мой читатель.
Но... давайте по порядку. 
Как появилась материнская поэзия? Есть ли современная альтернатива колыбельной?
Значение слова "колыбельная" этимологически относится к слову колыбать, т.е. качать. Отличительный признак колыбельной песни - убаюкать, усыпить. Значит ее главный мотив - пожелание здорового сна. Мне понравилась мысль, что колыбельная - "звучащая" охранительная материнская любовь, заговоры-обереги.

                                                               Баю-бай, баю-бай!

К нам приехал Мамай,

К нам приехал Мамай,

Просит: Ванечку отдай.

А мы Ваню не дадим,

                                                               Пригодится нам самим.
 
В некоторых исследованиях была показана зависимость наличия у ребенка страха и агрессии от отсутствия в его воспоминаниях колыбельных (в 4 раза).
Но важно петь! Петь, а не включать запись на электронном носителе. Важен голос именно матери, ее лицо, ее равномерные гипнотические укачивания. Невидимая сила таится в малом фольклорном жанре. Это первые уроки родного языка, положенные на певучую ритмичную мелодику, помогающие проникнуться базовым доверием к миру. 

Баю-бай, зыбаю,

Отец ушел за рыбою,

Мать ушла пеленки мыть,

Дедушка дрова рубить,

А бабушка уху варить,

Тебя, Машенька, кормить.

Характерными особенностями колыбельной является большое использование мягких согласных, уменьшительно-ласкательных суффиксов. В колыбельной всегда присутствует тема оберега. Главные персонажи - Котенька-коток, Гулюшки, Серенький волчок, Заинька. Часто встречаются мифологические персонажи - Сон, Дрема, Угомон. Ребенок всегда в центре мироздания, всегда защищен - Ванечка, Манечка, Дитя, Сыночек. 

Сон ходит по лавке,

Дремота по избе,

Сон-то говорит:

- Я спать хочу!

Дремота говорит:

- Я дремать хочу!

По полу, по лавочкам

Похаживают,

Ванюшке в зыбочку

Заглядывают,

Заглядывают - 

Спать укладывают.

Колыбельная - спутник детства, закладывающая основы психологической защищенности, стабильности, становясь огромным воспитательным потенциалом.



В исполнении ансамбля Дмитрия Покровского "Колыбельные" звучат аутентично. Слушайте, наслаждайтесь!

***



Учимся быть наблюдательными. Осенний кленовый лист прекрасно для этого подходит. А еще малыши могут покружиться, как осенний лист.


Наши любознательные малыши заинтересовались деревянной игрушкой-птичкой


Продуктивная деятельность на свежем воздухе вдвойне полезнее

***

Сегодня мы будем учиться сравнивать, сопоставлять объекты.
Предложите ребенку найти подходящего друга для наших пчелок (заранее распечатайте картинку, чтобы малыш мог соединять карандашом подходящих по цвету животных).

***


Любимое упражнение "Что сначала - что потом" 
прекрасно подходит для развития причинно-следственных связей и связной речи.
Если Ваш малыш затрудняется, распечатайте картинки, вырежьте по линиям и методом проб (передвижений картинок) установите правильную последовательность.  Обязательно сопровождайте работу составлением предложений. 
Для деток 2-3-х лет достаточно простого предложения, например: "Птичка несет веточку".
Для ребят постарше 3-4-х лет стимулируйте речевую активность, например: "Птичка несет веточку, потому что..."
Не забывайте похвалить ребенка за правильные ответы.

***



Продолжаем находить неподходящий ("лишний") предмет по теме недели. После того, как малыш назвал лишний предмет, попросите его объяснить ответ. В случае затруднения вместе найдите подходящий признак для обобщения.
Вспомните, когда Вы и малыш дарили кому-то цветы. Это важно, знания ребенка обязательно должны быть "вплетены" в его жизнь.

***


Продолжаем находить неподходящий ("лишний") предмет по теме недели. Такие задания тренируют логическое мышление, пополняют словарный запас и кругозор. 
Пусть ребенок вспомнит, каким транспортом пользовался он, истории из его биографии "оживляют" картинки и способствуют повышению любознательности.

***
Раз, два, три, четыре ... 
много мебели в квартире.
(игра "Четвертый лишний" и не только)


Постарайтесь найти лишний предмет.
Работайте в следующей последовательности:
  1. Объясните малышу задание, предложите рассмотреть картинку и дать ответ.
  2. Не получилось? Не беда. Рассмотрите картинки вместе неспеша и называйте предметы. Не забывайте каждый раз озвучивать, что это (стол, кровать, шкаф) - мебель. В конце попросите малыша обобщить: "Как называются стол, кровать, шкаф одним словом?"
  3. Посмотрите, есть ли у вас дома стол, кровать, шкаф. А у бабушки? 
  4. Для чего стол? А кровать? А шкаф?
  5. А почему аквариум не мебель? А что это?
  6. Постройте из кубиков стол, кровать, шкаф. Можно пользоваться заменителями, например,  коробкой из под обуви. Это может быть и кровать, и стол, и шкаф. А Вы хотели выбросить😃
  7. А теперь можно и поиграть, не забывая употреблять слово "Мебель": организуйте сон для куклы, обед для мишки, уборку вещей котика.

***
Для развития мелкой моторики

можно предложить ребенку сделать из пластилина заплатки и "разукрасить" летнюю историю. Можно воспользоваться пальчиковыми красками.

Родители предварительно готовят листок (распечатывают).


Предложите рассмотреть картинку и вместе с ребенком подумайте, почему история происходит летом. 
Не забудьте похвалить Вашего малыша.

***

Цветовое восприятие

Многим кажется, что восприятие цвета настолько элементарно, что не стоит этому и учить. Однако цветовосприятие входит в один из главных сенсорных эталонов, благодаря которому происходит познание окружающего мира. 
А в некоторых профессиях цветовое восприятие является определяющим: дизайнер, художник, архитектор.
Предлагаю очень бюджетную игру, которую сами сможете быстро изготовить для своего малыша.
Для ЦВЕТОВОГО КРУГА Вам понадобятся:
 бельевые прищепки, цветной картон, клей.


Да и вообще - мир вокруг нас цветной! Так что будем учить детей всем краскам жизни!

***
Нет, не птица, но летает. 
Высоко она порхает. 
На цветочке посидит, 
И раскраской всех манит. 
Вся такая лапочка, 
Маленькая… 

По теме недели "Мир природы" предлагаю Вашему малышу разобраться, 
откуда берется бабочка

Это развивает мышление (причинно-следственные связи), расширяет кругозор, формирует навык употребления в речи синтаксических конструкций "Когда - тогда", "Если - то".

После просмотра задайте ребенку вопросы, помогающие понять цепочку превращений в живой природе.






***
Для развития мелкой моторики

можно предложить ребенку сделать из пластилина заплатки и "разукрасить" крылышки у бабочки. 
Родители предварительно готовят листок (распечатывают).



Если остались вопросы, пишите в комментариях. 


***

Развиваем мелкую моторику,
 учимся правильно держать карандаш. 
Рассказываем о подвиге советского солдата.



***

По теме недели "Праздник весны и труда" предлагаю Вашему малышу разобраться,
  1. Кто умеет работать с деревом? Как называют человека этой профессии?
  2. Что можно смастерить из дерева?
  3. Какие у него есть инструменты?
  4. Кто пойдет направо, а кто налево? (Желательно, чтобы ребенок не только показал, но и смог объяснить).
  5. Сможет ли мастер выполнить заказ? Как ты это понял?
  6. Какое у мастера настроение?
  7. Есть ли среди родственников или друзей Ваших родителей такой мастер? (рассказ родителей)
  8. Хотел бы ты попробовать себя в роли этого мастера?
  9. Найди на картинке нашего мастера.






***
Этот крест является 
тренажером 
  • на развитие концентрации внимания, 
  • зрительно-моторной координации, 
  • ориентации в пространстве на плоскости. 

Я упростила классический вариант, чтобы малыши тоже смогли играть.


Взрослый дает устную инструкцию: "Чижик полетел вверх, где он остановился?" Или  более сложную: "Чижик полетел налево, опять налево, откуда он вылетел?". Больше 2-х шагов не загадываем. 

На первом этапе ребенок пользуется пальцем (или фишечкой) для отслеживания маршрута чижика.
На втором этапе - следит за чижиком глазами, без помощи пальца (фишечки).
На третьем этапе скорость, с которой взрослый дает инструкцию увеличивается.


***
Это развивающее задание для деток 3-4 лет
 из программы "Цветик-семицветик" помогает 
не только 
правильно подбирать цвета для раскрашивания,
но и
учит держать карандаш, 
развивает глазодвигательный контроль (не выходить за границы рисунка)
развивает внимание
развивает эмоциональную сферу

Распечатайте и с удовольствием занимайтесь



***

«Пусть падают капли, а мы веселимся, 

ни капли, ни капли дождя не боимся»


Нет, я не призываю выучить все слова этой замечательной песенки Юрия Энтина и Марка Минакова. А поиграть с пользой – да! 
«Игры-вкладыши», «заплатки», «доски Сегена», «Найди тень» и много других названий являются «родственниками», вошедшими не только в развивающий арсенал педагогов, психологов, дефектологов, но и имеющих весомый диагностический потенциал.
Традиционно такого рода задания нацелены на определение невербального интеллекта, т.е. не зависящего от развития речевого фактора.
Такие игры-задания весьма полезны, но для раннего возраста необходимо изготовить игру, т.к. такой юный интеллектуал получит пользу только в случае конкретных действий (примеривание, кручение-верчение фигурок).
Сделать вкладыши для ребенка своими руками очень просто. Скачайте, распечатайте, наклейте на картон игровые поля и картинки объектов, аккуратно вырежьте картинки и можно заниматься с ребенком.
Лишь через год-полтора малыш может подключать зрительный контроль и выполнять задание, обозначенное на листе. Такова логика человеческого развития, се ля ви!
Не забудьте потанцевать вместе с ребенком. Настроение повысится, а стресс снизится.






***

ГОРШОК – НЕ ПОВОД ДЛЯ ВОЙНЫ


Этот материал заинтересует тех родителей, чьи дети готовятся к детскому саду. А также он будет интересен тем, у кого дети еще не «подружились» с горшком.
Итак, для начала скажем, что тема не теряет своей актуальности несмотря на то, что интернет пестрит разнообразными советами и методиками.
1.                  Если ребенок умеет пользоваться горшком по его прямому назначению, это существенно облегчает жизнь как самого ребенка в условиях детского сада, так и его родителей, потому что снимает часть страхов и тревог по поводу «Как мой малыш будет ходить в детский сад». Поэтому приучение к горшку – существенная составляющая подготовки ребенка к жизни в детском коллективе.
2.                  Лучшее время года для этого процесса – лето. Но первые этапы могут начинаться и раньше.
3.                  Лучший возраст для осознанного отношения к горшку и приучения к нему с 18 до 30 месяцев. До этого возраста можно пользоваться благами цивилизации – памперсами, не забывая о правилах их использования. Важно ориентироваться на ребенка, это очень индивидуально.
К любой деятельности должны быть предпосылки, готовность, и история с горшком не исключение. Выделяют
 - Физическую готовность — детский мозг созрел для контроля над сфинктером. Ребенок может сам снять и надеть трусы / штаны, сесть на горшок или залезть на унитаз по ступенькам. Если Вашему малышу еще не исполнилось 18 месяцев, специалисты по раннему развитию утверждают, что костно-мышечный аппарат ребенка еще не готов к тому, чтобы не только самостоятельно добраться до горшка, но и удерживать спину.
  - Когнитивную готовность — ребенок понимает и осознает, когда хочет писать и какать, и знает, что надо при этом делать.
- Эмоциональную готовность — ребенок созрел для того, чтобы нести ответственность за отправления своих потребностей.
4.      Возраст играет роль, но смотреть нужно на ребенка и семью: насколько все готовы переключиться на другой ритм жизни и перейти к большей самостоятельности ребенка. Отучение от памперса — это путь от зависимости к самостоятельности.
Вред от долгого ношения подгузников в основном может быть эмоциональный и социальный: дети сравнивают себя с другими детьми и расстраиваются, если не могут доказать свою самостоятельность доступным способом. А умение контролировать свой организм и отвечать за процесс — это подтверждение самостоятельности. Родители должны это учитывать. При этом ребенку еще трудно руководить процессом, поэтому ответственность родителей — ему помогать и направлять.
В следующий раз мы поговорим об этапах приучения к горшку.




Комментариев нет:

Отправить комментарий