О детях с ОВЗ

***

Цель: развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики


***
Клоун грустный и веселый


Продолжаем развивать социальный интеллект. Теперь предлагаем ребенку самому закончить портреты разных клоунов. 
Во-первых, ребенок повторяет части лица. Но главное, пытается правильно передать эмоцию. Игра "Мои эмоции" (см. предыдущую статью) из разряда аналитических превращается в синтетическую интеллектуальную деятельность. Ребенок пытается создать целостный образ, а значит
глаза
брови
рот
должны "работать" на одну эмоцию.
Цветовое решение (холодные цвета/теплые цвета) также имеет значение.

***
Эмоции - важная составляющая в нашей жизни. Свое настроение человек может передать не только с помощью слов, но и с помощью мимики. Очень важно научить ребенка определять и различать человеческие эмоции, распознать свои чувства, эмоции и управлять ими. Игра "Мои эмоции" поможет выяснить, насколько правильно ребенок умеет выражать собственные эмоции и понимать эмоции других людей.


В набор входят 36 элементов, из которых получаются 12 симпатичных мордашек. Подключив фантазию, можно придумывать и свои варианты.




Развиваем социальный интеллект

***
Осенний урожай яблок


Осенний урожай яблок - щедрая тема для детского творчества. 
Для детей с ОВЗ можно предложить разукрасить яблоко в пальчиковой технике, т.е. подушечкой указательного пальца. Красивой работа становится, если использовать смежные цвета. В качестве материала лучше всего подойдет гуашь. Такая практика полезна и для детей с ТНР, и для детей с НОДА, и для детей с ЗПР.
ТВОРИТЕ!!!

***

 

Характеристика психического развития детей с ТНР

Речевой дефект отрицательно влияет на развитие нервно-психической и познавательной деятельности, поэтому у ребенка с ТНР имеет место задержка темпа психического развития, что проявляется в незрелости высших психических функций – внимания, восприятия, памяти, мышления.

Для ребенка с ТНР характерен низкий уровень развития основных свойств внимания: недостаточная устойчивость, ограниченные возможности его распределения.

ТНР отрицательно сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у такого ребенка заметно снижены вербальная память и продуктивность запоминания. Ребенок часто забывает сложные инструкции (трех-четырехступенчатые), опускает некоторые их элементы, меняет последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок. У ребенка отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает некоторые специфические особенности мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, ребенок, однако, отстает в развитии наглядно-образной сферы мышления, без специально обучения с трудом овладевает анализом и синтезом, сравнением. Для него характерна ригидность (затруднение) мышления.

Ребенку с ТНР наряду с общей соматической озлобленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точных дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет выполнение движений по словесной и особенно многоступенчатой инструкции. Ребенок отстает в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушает последовательность элементов действия, опускают его составные части. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания.

У ребенка с ТНР наблюдается особенности в формировании мелкой моторики рук. Это проявляется, прежде всего, в недостаточной координации пальцев рук. Недостаточный уровень экспрессивной речи у детей с ТНР может служить средством общения лишь в особых условиях, требующих постоянной помощи и побуждения в виде дополнительных вопросов, подсказок и пр. Вне специального внимания к речи эти дети малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, недостаточно общаются со сверстниками, редко обращаются с вопросами к взрослым, не сопровождают рассказом игровые ситуации.

Это обусловливает сниженную коммуникативную направленность речиНесовершенство коммуникативных умений, речевая и активность препятствуют полноценному когнитивному развитию ребенка, поскольку не обеспечивают в должной мере процесс свободного общения со взрослыми и сверстниками. Поэтому исходным положением для системы работы по развитию речи должен быть принцип коммуникативной направленности речи. Соблюдение его предполагает формирование общения в процессе активной речевой деятельности, создание у ребенка с ТНР мотивированной потребности в речи путем стимуляции речевой активности и моделирования ситуаций, способствующих порождению самостоятельных и инициативных высказываний.

Тяжёлые нарушения речи в дошкольном возрасте (4 – 7 лет) по-разному, но обязательно находят своё отражение в психической деятельности человека, что проявляется в нарушении познавательной, эмоционально - волевой сферы личности, межличностных отношений.

Особенности  развития восприятия:

- Слухового - нарушения фонематического слуха, низкая активность припоминания.

- Зрительного - бедность и недеференцированность зрительных представлений. - Нарушение операции синтеза при складывании картинки из частей.

- Пространственного - нарушения ориентировки в пространстве, трудности в дифференциации понятий «слева», «справа», «между», «над», «под».

Нарушение восприятия отмечается у всех детей с ТНР. Так, нарушение функции речедвигательного анализатора при ринолалии отрицательно влияет на слуховое восприятие фонем, что проявляется в нарушении фонематического слуха. ОНР - основные препятствия в овладении грамотным чтением и письмом. Наиболее грубые нарушения слухового восприятия наблюдаются при сенсорной алалии. В некоторых случаях ребёнок совсем не понимает речь окружающих, не реагирует даже на собственное имя, не дифференцирует звуки речи, шумы неречевого характера. Необходимое условие для обучения детей грамоте — развитие зрительного восприятия, которое у детей с ТНР отстаёт от нормы и характеризуется рядом особенностей.

Для них типично нарушение буквенного гнозиса, проявляющегося в трудностях узнавания сходных графических букв, изображённых пунктирно, в условиях наложения, зашумления и т. д., характерна крайняя бедность представлений об окружающем, замедленное развитие понимания слов, имеющее совсем другую природу, чем при сенсорной алалии.

Особенности развития памяти:

- Отмечается снижение продуктивности запоминания.

- Характерно долгое запоминание и быстрое забывание.

- Объём зрительной памяти практически не отличается от нормы.

- Объем слуховой памяти значительно снижен  (трудности при запоминании стихов).

- Относительно сохранны возможности смыслового, логического запоминания.

Структура расстройства памяти зависит от формы речевого нарушения. Так, у детей с ринолалией зрительная память развита лучше, чем слуховая. Однако по сравнению с нормально говорящими они хуже запоминают слова и предметы, у них значительно снижено логическое запоминание. Дети с дизартрией иногда обнаруживают более низкие результаты зрительной памяти, чем слуховой, что связано с выраженными нарушениями зрительного восприятия, слабостью пространственных представлений. Это особенно проявляется при запоминании серии геометрических фигур. Следует отметить, что уровень памяти, особенно слуховой, снижается с понижением уровня речевого развития.

Особенности внимания детей с ТНР:

- неустойчивость,

- трудности переключения и распределения,

- трудности в планировании и контроле своих действий,

- трудности сосредоточения на вербальном материале.

Так, у детей с дизартрией вследствие повышенной возбудимости наблюдаются неспособность к длительному напряжению, утомляемость, особенно при интеллектуальной деятельности. Низкий уровень произвольного внимания обнаруживается у детей с моторной алалией. При этом страдают все основные звенья деятельности: инструкция воспринимается неточно, фрагментарно; задания выполняются с ошибками, которые не всегда самостоятельно замечаются и устраняются детьми; нарушаются все виды контроля за деятельностью (упреждающего, текущего, последующего). Причём наиболее страдают упреждающий (связанный с анализом условия задания) и текущий (в процессе выполнения задания) виды контроля.

Особенности развития мышления:

- С трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

- Вербальные задания логической направленности вызывают стойкие трудности.

- Характерен недостаточный объём сведений об окружающем мире, свойствах предметов.

Вследствие двигательных и сенсорных нарушений недостаточно развивается наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Задержано формирование словесно-логического мышления, что проявляется в трудностях установления сходства и различия между предметами, несформированности многих обобщающих понятий, в трудностях классификации предметов по существенным признакам.

Особенности эмоционально–волевой сферы:

Эмоциональная незрелость.

-Трудности произвольного поведения.

-Зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению.

-Нарушение коммуникативной функции, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм).

-Заниженная самооценка.

-Повышенная обидчивость, ранимость.

-Тревожность.

-Агрессивное поведение разной степени выраженности.

ТНР отрицательно сказываются на формировании личности, вызывают специфические особенности эмоционально - волевой сферы. У детей с ринолалией нарушение речи способствует развитию таких качеств личности, как застенчивость, нерешительность, замкнутость, негативизм, уход от общения, чувство неполноценности. У детей с дизартрией эмоционально - волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. Одни склонны к раздражительности, двигательно беспокойны, часто проявляют грубость, непослушание, другие заторможены, пугливы, избегают трудностей, плохо приспосабливаются к изменению обстановки. Большинство детей характеризуются малой инициативностью, зависимостью от окружающих, у

некоторых недостаточно развито чувство дистанции. Характерологические и патохарактерологические реакции носят характер протеста, отказа. Неуверенные в себе, обидчивые они часто плохо уживаются в кругу нормально говорящих сверстников, замыкаются в себе. Дети с моторной алалией весьма разнородны по особенностям эмоционально - волевой сферы. Чаще всего для них типичны повышенная тормозимость, снижение активности, неуверенность в себе, речевой негативизм. Менее малочисленной является группа детей, которым свойственна повышенная возбудимость. У них отмечаются гиперактивность (не всегда продуктивная), суетливость, лабильность настроения, отсутствие переживания своего языкового расстройства.

Характеристика психического развития детей с ЗПР

В дошкольном возрасте проявления задержки становятся более выраженными и проявляются в следующем:

Недостаточная познавательная активность нередко в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью. Дети с ЗПР отличаются пониженной, по сравнению с возрастной нормой, умственной работоспособностью, особенно при усложнении деятельности.

Отставание в развитии психомоторных функций, недостатки общей и мелкой моторики, координационных способностей, чувства ритма. Двигательные навыки и техника основных движений отстают от возрастных возможностей, страдают двигательные качества: быстрота, ловкость, точность, сила движений. Недостатки психомоторики проявляются в незрелости зрительно-слухо-моторной координации, произвольной регуляции движений, недостатках моторной памяти, пространственной организации движений.

Недостаточность объема, обобщенности, предметности и целостности восприятия, что негативно отражается на формировании зрительно-пространственных функций и проявляется в таких продуктивных видах деятельности, как рисование и конструирование.

Более низкая способность, по сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста, к приему и переработке перцептивной информации, что наиболее характерно для детей с ЗПР церебрально-органического генеза. В воспринимаемом объекте дети выделяют гораздо меньше признаков, чем их здоровые сверстники. Многие стороны объекта, данного в непривычном ракурсе (например, в перевернутом виде), дети могут не узнать, они с трудом выделяют объект из фона. Выражены трудности при восприятии объектов через осязание: удлиняется время узнавания осязаемой фигуры, есть трудности обобщения осязательных сигналов, словесного и графического отображения предметов.

У детей с другими формами ЗПР выраженной недостаточности сенсорно-перцептивных функций не обнаруживается. Однако, в отличие от здоровых сверстников, у них наблюдаются эмоционально-волевая незрелость, снижение познавательной активности, слабость произвольной регуляции поведения, недоразвитие и качественное своеобразие игровой деятельности.

Незрелость мыслительных операций. Дети с ЗПР испытывают большие трудности при выделении общих, существенных признаков в группе предметов, абстрагировании от несущественных признаков, при переключении с одного основания классификации на другой, при обобщении. Незрелость мыслительных операций сказывается на продуктивности наглядно-образного мышления и трудностях формирования словесно-логического мышления. Детям трудно устанавливать причинно-следственные связи и отношения, усваивать обобщающие понятия. При нормальном темпе психического развития старшие дошкольники способны строить простые умозаключения, могут осуществлять мыслительные операции на уровне словесно-логического мышления (его конкретно-понятийных форм). Незрелость функционального состояния ЦНС (слабость процессов торможения и возбуждения, затруднения в образовании сложных условных связей, отставание в формировании систем межанализаторных связей) обусловливает бедный запас конкретных знаний, затрудненность процесса обобщения знаний, скудное содержание понятий. У детей с ЗПР часто затруднен анализ и синтез ситуации. Незрелость мыслительных операций, необходимость большего, чем в норме, количества времени для приема и переработки информации, несформированность антиципирующего анализа выражается в неумении предвидеть результаты действий как своих, так и чужих, особенно если при этом задача требует выявления причинно-следственных связей и построения на этой основе программы событий.

Задержанный темп формирования мнестической деятельности, низкая продуктивность и прочность запоминания, особенно на уровне слухоречевой памяти, отрицательно сказывается на усвоении получаемой информации.

Отмечаются недостатки всех свойств внимания: неустойчивость, трудности концентрации и его распределения, сужение объема. Задерживается формирование такого интегративного качества, как саморегуляция, что негативно сказывается на успешности ребенка при освоении образовательной программы.

Эмоциональная сфера дошкольников с ЗПР подчиняется общим законам развития, имеющим место в раннем онтогенезе. Однако сфера социальных эмоций в условиях стихийного формирования не соответствует потенциальным возрастным возможностям.

Незрелость эмоционально-волевой сферы и коммуникативной деятельности отрицательно влияет на поведение и межличностное взаимодействие дошкольников с ЗПР. Дети не всегда соблюдают дистанцию со взрослыми, могут вести себя навязчиво, бесцеремонно, или, наоборот, отказываются от контакта и сотрудничества. Трудно подчиняются правилам поведения в группе, редко завязывают дружеские отношения со своими сверстниками. Задерживается переход от одной формы общения к другой, более сложной. Отмечается меньшая предрасположенность этих детей к включению в свой опыт социокультурных образцов поведения, тенденция избегать обращения к сложным формам поведения. У детей с психическим инфантилизмом, психогенной и соматогенной ЗПР наблюдаются нарушения поведения, проявляющиеся в повышенной аффектации, снижении самоконтроля, наличии патохарактерологических поведенческих реакций.

Задержка в развитии и своеобразие игровой деятельности. У дошкольников с ЗПР недостаточно развиты все структурные компоненты игровой деятельности: снижена игровая мотивация, с трудом формируется игровой замысел, сюжеты игр бедные, примитивные, ролевое поведение неустойчивое, возможны соскальзывания на стереотипные действия с игровым материалом. Содержательная сторона игры обеднена из-за недостаточности знаний и представлений об окружающем мире. Игра не развита как совместная деятельность, дети не умеют строить коллективную игру, почти не пользуются ролевой речью. Они реже используют предметы-заместители, почти не проявляют творчества, чаще предпочитают подвижные игры, свойственные младшему возрасту, при этом затрудняются в соблюдении правил. Отсутствие            полноценной игровой деятельности        затрудняет                 формирование внутреннего плана действий, произвольной регуляции поведения, т. о. своевременно не складываются предпосылки для перехода к более сложной - учебной деятельности [д.2; 14].

Недоразвитие речи носит системный характер. 

Характеристика психического развития детей с НОДА

При всех формах ДЦП особенно страдает переключение внимания, для этого в большинстве случаев требуется длительный период и неоднократная стимуляция в ходе обучения. У детей с ДЦП, формирование пространственного восприятия идет в более медленном темпе. Практическая дифференцировка пространственных отношений и употребление адекватных словесных обозначений в большинстве случаев у детей с ДЦП имеет ситуативный характер. Наибольшие трудности вызывает практическая ориентировка по направлениям «лево — право» при изменении точки отсчета, задерживается развитие пространственных представлений и формирование схемы тела. Дети затрудняются соблюдать линейки на листе бумаги, различать его правую и левую сторону. Задерживается развитие пространственных представлений и формирование схемы тела, формирование доминантности руки. Известно, что в деятельности двигательного анализатора важным является не только производство различных движений, но и создание следового образа этих движений. На основе моторной памяти необходимые движения воспроизводятся и автоматизируются. Нарушения различных видов чувствительности имеют место у 80% детей. Зрительные или слуховые раздражители подавляют кинестетические. Так, если при пассивном обведении пальцем квадрата ребенок смотрит на треугольник, ему кажется, что он обводит треугольник. Если при пассивном обведении квадрата ребенку говорят «круг», ему кажется, что он обводит круг. Такая слабость кинестезии (ощущение положения и перемещения частей тела в пространстве, основанное на сигналах, поступающих от проприорецепторов) характерна и для здоровых детей до 3—4-летнего возраста, но при ДЦП она более выражена и может сохраняться на протяжении всей жизни. Двигательные нарушения у детей с НОДА имеют различную степень выраженности. МАДОУ «ДС № 17 г. Челябинска» посещают дети с легкой степенью двигательных нарушений. Они самостоятельно, уверенно ходят, полностью себя обслуживают, достаточно развита манипулятивная деятельность. Однако у них могут наблюдаться неправильные патологические позы и положения, нарушения походки, движения недостаточно ловкие, замедленные. Снижена мышечная сила, имеются недостатки мелкой моторики. Всех дошкольников с НОДА условно можно разделить на две категории, которые нуждаются в различных вариантах психолого-педагогической поддержки и создания специальных образовательных условий. Обычно эти дети не имеют выраженных нарушений интеллектуального развития. У некоторых детей несколько замедлен общий темп психического развития и могут быть частично нарушены отдельные корковые функции, особенно зрительно - пространственные представления. В этом случае дети, имеющие незначительное отставание познавательного развития при условии минимальной коррекционно-педагогической помощи на протяжении дошкольного возраста, к концу школьного обучения могут достичь уровня нормально развивающихся сверстников. Нередко у детей наблюдаются незначительные отклонения в развитии речи. У многих детей отмечаются проблемы в социально-личностном развитии в связи с переживанием дефекта и с особенностями воспитания. Поэтому эти дети нуждаются в психологической поддержке на фоне систематического ортопедического лечения и соблюдения щадящего индивидуального двигательного режима. В последнее время обнаруживается тенденция к увеличению количества детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА) в детском возрасте сопровождается соматическими и психофизиологическими нарушениями.Для детей с НОДА характерна низкая работоспособность, повышенная утомляемость, двигательная неловкость, отсутствие концентрации внимания, более 30% детей 4-7 лет гиперактивные, агрессивные, легковозбудимые.

Характеристика психического развития детей-дошкольников с сахарным диабетом 1 типа

С учетом специфики заболевания, в исследованиях психологов отмечаются  определенные влияния на психику, поведение и систему взаимоотношений больных детей. В свою очередь, длительная психотравмирующая ситуация, в которой находится семья с соматически больным ребенком, также может негативно воздействовать на состояние самого ребенка и других членов его семьи (прежде всего, родителей).

В литературе отмечено, что дети с СД имеют особенности эмоциональной сферы и поведения в виде изменения настроения с преобладанием депрессии, молчаливости, апатии, мнительности, подозрительности, несдержанности, недостаточной мотивации поступков и конфликты с окружением. Эмоциональный аспект их внутренней картины болезни характеризуется высоким уровнем тревожности. Уровень тревоги и депрессии у детей и подростков с СД — основные факторы, препятствующий достижению адекватного гликемического контроля. В.А. Вечканов (1973) считал, что сенситивность, эмоциональная инертность и интравертированность составляют основу преморбида детей с СД.

В изучении семьи, имеющей ребенка с СД, акцент делают на характере семейных взаимоотношений и их влиянии на течение заболевания. Невнимание матери к ребенку, отсутствие заботы о нем негативно сказываются на течении СД, приводя к его декомпенсации. С другой стороны, потакание ребенку, удовлетворение всех его желаний и отсутствие запретов также препятствует формированию у детей средств психологической саморегуляции и обусловливает худшее течение СД. Выявлены типы родительского воспитания, не способствующие нормальной адаптации детей и подростков с СД: доминирующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение. Проблемы и конфликты в семье называют наиболее частыми психологическими причинами, приводящими к ухудшению соматического состояния ребенка с СД.

Установление ребенку диагноза СД создает совершенно новую жизненную ситуацию как для детей, так и для родителей. Для ребенка заболевание СД оказывается ситуацией фрустрирующей, не позволяющей удовлетворять актуальные для него потребности. Родители, на которых ложится ответственность за оказание помощи и поддержки больным детям, оказываются в состоянии острого или хронического стресса. Матери заболевших детей переживают СД как «кризис». Вследствие этого у них может развиться посттравматическое стрессовое расстройство. Это обусловливает необходимость оказания психологической поддержки родителям.

Коломиец И.Л. (2012) установлено, что 25% детей с СД имеют явно повышенный и очень высокий уровень тревожности, которая обычно носит «разлитой», генерализованный характер. Несколько повышенная тревожность, обычно связанная с ограниченным кругом ситуаций, определена у 40% детей с СД В 34% случаев у детей с СД отмечен нормальный уровень тревожности, который необходим для адаптации и продуктивной деятельности.

При исследовании реакций на фрустрацию обнаружено у детей с СД выраженность интропунитивных реакций и реакций с фиксацией на разрешение ситуации.

В группе детей с СД выраженность значения экстрапунитивных реакций достоверно ниже, а выраженность интропунитивных реакций достоверно выше.

Дети с СД уверены, что сами являются причиной своих неудач и неприятностей. Считают себя виноватыми, даже если не имели никакого отношения к случившемуся и никак не могли повлиять на произошедшие события. При этом вызванные неприятностями глубокие внутренние переживания детей с СД могут быть незаметны окружающим. Интересно, что такие дети стараются как-то сами исправить ситуацию, оказать помощь тем, кто пострадал вместе с ними.

Дети с СД переживают чаще чувство тревожности в семейной ситуации. В группе детей с СД средние значения тревожности в семейной ситуации выше, чем у здоровых детей.

Дети с СД реже оценивают свою семейную ситуацию как благоприятную и одновременно реже переживают в семейной ситуации чувства тревожности, конфликтности, враждебности и неполноценности.

Уровень невротизации матерей больных СД детей достоверно выше, чем у матерей здоровых детей. Более чем у 30% матерей группы детей с СД выявлены повышенный, высокий и очень высокий уровни невротизации.

В структуре стилей совладания как личностных переменных у всех матерей детей с соматическим заболеванием ведущим является «проблемно-ориентированный копинг». У матерей детей с СД на втором месте по частоте использования находится эмоционально-ориентированный копинг, реже всего они прибегают к копингу, ориентированному на избегание. Это указывает, что матери детей с СД редко используют стратегии отвлечения от проблемы для снятия тревоги, дискомфорта и восстановления сил; избегают проблем на уровне мышления или поведения.

Анализ воспитательной практики обнаружил, что в группе матерей детей с СД показатели протекции, степени удовлетворения потребностей ребенка, чрезмерности и недостаточности требований — обязанностей, чрезмерности требований — запретов, чрезмерности санкций, расширения сферы родительских чувств, фобии утраты ребенка, неразвитости родительских чувств, сдвига в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от пола ребенка выше, чем в группе матерей здоровых детей.

Общей характеристикой воспитания у матерей детей с соматическим заболеванием является гиперпротекция, общей личностной проблемой, решаемой за счет воспитания — фобия утраты ребенка. Также в воспитательной практике матерей детей с СД чаще представлены такие черты, как гипопротекция, чрезмерность удовлетворения потребностей ребенка и их игнорирование, чрезмерность требований — обязанностей, чрезмерность требований — запретов, чрезмерность санкций.

Так, 40% матерей предъявляют ребенку с СД чрезмерные требования — обязанности, которые не соответствуют его возможностям и представляют риск психической травматизации.

В 34 % наблюдений матери больных СД детей демонстрируют гиперпротекцию, то есть уделяют своему ребенку много времени, сил и внимания, в результате чего воспитание становится центральным делом их жизни.

У 34 % матерей детей с СД наблюдается приверженность строгим наказаниям, они неадекватно реагируют даже на незначительные нарушения поведения больного ребенка

31 % матерей детей с СД используют слишком большое количество запретов ограничивающих свободу и самостоятельность ребенка. В любой ситуации детям таких матерей «все нельзя», так как матери переживают страх перед любыми проявлениями их самостоятельности. Это подавляет проявление автономии и инициативы у ребенка с СД

Для матерей детей с СДтакже чаще характерны личностные проблемы, решаемые за счет воспитания: расширение сферы родительских чувств, предпочтение в ребенке детских качеств, неразвитость родительских чувств, проекции нежелаемых качеств на ребенка, сдвиги в установках по отношению к ребенку в зависимости от его пола.

Отличительными признаками детей с СД являются выраженность реакции с фиксацией на самозащите, низкая тревожность и конфликтность в семейной ситуации. Это показывает, что СД определяет нечувствительность детей к неприятностям, что часто связано с поверхностностью чувств, излишней самоуверенностью или недостаточной самокритичностью. Дети кажутся невосприимчивыми не только к критике и замечаниям, но и ко всем неприятностям. Можно предположить, что большое количество стрессоров в жизни ребенка с СД приводит к тому, что у детей включается психологическая защита, и они перестают ни стрессоры реагировать. Этим же можно объяснить незначительные субъективные переживания тревожности и конфликтности в семейной ситуации.

Таким образом, наличие СД у детей определяет специфическую модель воспитательной практики, состояния нервно-психического здоровья и копинг-поведения их матерей. Матери детей с СД уделяют много внимания и сил ребенку, воспитание становится основным делом их жизни. Больному ребенку предъявляются чрезмерные требования, множество запретов. СД создает основания для формирования у матерей страха «потерять» ребенка. В результате у них повышается уровень невротизации, и они не позволяют себе использовать отвлечение для совладания с трудными жизненными ситуациями.


Комментариев нет:

Отправить комментарий